ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ДЕФОРМАЦИЕЙ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ.

Введение.

Изучая отечественную и зарубежную литературу, посвященную вопросам лечения детей и подростков с  деформацией грудной клетки (ДГК), мы обратили внимание на то, что, несмотря на значительное количество наблюдений, в настоящее время нет единого мнения по поводу показаний к оперативному лечению данной патологии. Большинство авторов рассматривают ДГК только как заболевание, вызывающее функциональные нарушения со стороны органов грудной полости, абсолютно не принимая во внимание психологический аспект проблемы. Сбор анамнеза и обследование больных с ДГК, как правило, сводятся к исследованию сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Указаний на исследование жалоб детей на косметический недостаток, психологического статуса пациентов и на их социальную адаптацию в литературе мы не встретили.

Материалы и методы.

Мы обследовали 120 детей и подростков с ДГК 1-4 степени в возрасте от 2 до 17 лет. Распределение детей по возрасту было следующее: 2-4 года - 16%, 4-6 лет - 33%, 7-10 лет - 12%, 11-14 лет - 35%, старше 14 лет - 4%. Соотношение мальчиков к девочкам 1,8:1.

При сборе анамнеза особое внимание уделяли субъективным жалобам детей и их родителей. Оценивали отношение ребенка к патологии, способность общения со сверстниками, адекватность поведения дома и в детских учреждениях, сферу интересов. Нами разработана следующая схема психологического обследования детей и подростков с деформациями грудной клетки:

Психологическое обследование детей от 3 до 6 лет.

1.    Контакт при осмотре: а) в контакт не вступает, проявляет речевой негати-визм; б) в контакт вступает не сразу, с большим трудом; в) легко и быстро вступает в контакт, проявляет в нем заинтересованность.

2.    Эмоциональная сфера: а) истеричен; б) заторможен; в) робок, застенчив; г) общителен; д) многоречив.

3.    Поведение: а) расторможен; б) возбудим; в) плаксив; г) спокоен; д) адекватен; е) апатичен.

4.    Отношения со сверстниками: а) отчужден, замкнут в себе; б) застенчив, стеснителен, подчиненное положение в коллективе; в) общителен, контактен, общение на равных; г) лидирующее положение в компании сверстников.

5.    Отношение с близкими родственниками: а) отчужден; б) негативен; в) равнодушен; г) дружеские и доверительные отношения.

6.    Реакция на поощрения и порицания: а) адекватная; б) повышенное восприятие; в) апатия.

7.    Игровая активность: а) любимые игры и игрушки; б) проявляет интерес к игре и участвует в ней; в) не участвует в игре.

8.    Отношение к болезни: а) обращает внимание на форму грудной клетки, негативное отношение к деформации; б) обращает внимание на форму грудной клетки, безразличное отношение к деформации; в) не обращает внимания на форму грудной клетки.

 

Психологическое обследование детей от 7 до 13 лет.

Дополнительно к пунктам 1-8:

9.    Отношение к себе: а) уверен в себе; б) не уверен в себе; в) излишне самоуверен.

10.  Отношение к учебе: а) учится охотно, с интересом; б) учится с безразличием, не реагируя на оценки; в) негативно относится к учебе.

 

Психологическое обследование подростков от14 до 18 лет.

Дополнительно к пунктам 1-10:

11.    Отношения со сверстниками противоположного пола: а) негативизм; б) стеснительность, застенчивость; в) общительность, дружеские отношения.

 

Результаты.

При оценке данных психологического обследования выявлено, что большинство пациентов с ДГК страдают в той или иной степени комплексом неполноценности. С возрастом нарастают следующие неблагоприятно влияющие на развитие ребенка показатели: апатия в поведении, застенчивость и отчужденность в отношениях со сверстниками, негативизм и равнодушие в отношениях с родителями. Недовольство внешним видом грудной клетки в основном проявляется у пациентов в старшем возрасте, но даже дети дошкольного возраста обращают внимание на отличие формы своей груди от других детей. Около половины больных школьного возраста проявляют безразличие к учебе и полученным оценкам. И подавляющее большинство подростков испытывают трудности в общении со сверстниками противоположного пола. Выраженность нарушений в психическом статусе детей находится в прямой зависимости от степени деформации грудной клетки. Тем не менее, необходимо отметить, что даже воронкообразная деформация 1 и 2 степени вызывала у ряда больных серьезные отклонения в поведении, эмоциональной сфере и социальной адаптации. При изучении отдаленных результатов после оперативного лечения ДГК выявлено, что большинство отклонений в психологическом статусе детей и подростков исчезают, пациенты возвращаются к полноценной социальной жизни.

Выводы.

1.    При сборе анамнеза и обследовании детей с ДГК необходимо уделять большое внимание психологическому статусу пациента.

2.    Показания к оперативному лечению ДГК должны включать желание самого пациента, даже при наличии малых степеней деформации.

3.    Хирурги, оперирующие детей с ДГК, должны стремиться к созданию не только функционально, но и косметически полноценной грудной клетки. Нелогично устранять один косметический дефект - деформацию грудной клетки, и формировать другой - грубые протяженные рубцы на коже. Понятие "косметическая и эстетическая хирургия", получившее широкое распространение среди взрослых хирургов, должно зазвучать и в детской хирургии и ортопедии.


<<< Назад <<<


(с) А.В. Виноградов 2004 г.